возврат товара ненадлежащего качества

Возврат товара ненадлежащего качества: Защита прав потребителей и законные основания

Каждому человеку приходилось хотя бы раз в своей жизни разочаровываться в качестве купленного товара. Все производители нахваливают свою продукцию, но на практике потребителям приходится сталкиваться с проблемами её применения.

Что делать, если оказался приобретён некачественный  товар?

Право потребителя на возврат товара ненадлежащего качества предусмотрен действующим законодательством, покупатель может получить обратно потраченные деньги.

Если представители торговой точки отказываются возмещать финансовые затраты, есть решения, позволяющие защитить свои законные интересы.

Но помните: возврат товара ненадлежащего качества бывшего в употреблении не допускается!

Что считается ненадлежащим качеством?

В законодательстве РФ отсутствует определение понятия «ненадлежащее качество». Однако, есть нормативные акты, на которые можно опереться для понимания, что имеется ввиду под этим словосочетанием.

В статье 469 ГК РФ присутствуют критерии, которым товар должен соответствовать во время продажи. Требования к качеству проговариваются в преамбуле и в статье 4 Закона «О защите прав потребителей».

Качественным может называться только тот продукт, который соответствует всем следующим положениям:

  1. товар должен соответствовать условиям сделки;
  2. возможность использования по целевому назначению;
  3. соответствие образцам и описаниям, представленным продавцом;
  4. выполнен c соблюдением требований ГОСТ и стандартов.

Если хотя бы одно из этих положений не выполняется, продукт считается несоответствующим по качеству.

Если продается бракованная продукция (например, потертости на поверхности товара), продавец должен предупредить клиента магазина заранее.

В течение какого срока можно вернуть товар с возможностью возвращения денег?

Возврат товара ненадлежащего качества, без лишних вопросов со стороны продавца, возможен на протяжении 14 дней после покупки.

При каких условиях можно вернуть или обменять товар:

  1. Это должен быть непродовольственный товар. (Продукты питания обмену и возврату не подлежат).
  2. Товар должен сохранить свои потребительские свойства.
  3. Товар не должен использоваться.
  4. Должен сохраниться товарный или кассовый чек. Но если у Вас нет чека, Вы можете вернуть товар без чека, только ели у вас есть свидетели.
  5. Он не включен в перечень товаров надлежащего качества не подлежащих обмену.
Перечень товаров, не подлежащих обмену
  1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты
  2. Предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары)
  3. Парфюмерно-косметические товары
  4. Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей — ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж
  5. Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные)
  6. Изделия и материалы, полностью или частично изготовленные из полимерных материалов и контактирующие с пищевыми продуктами (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов, в том числе для разового использования)
  7. Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты
  8. Мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты)
  9. Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненные драгоценные камни
  10. Автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения
  11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства; часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями)
  12. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему
  13. Животные и растения
  14. Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации)

Статья 25 Закона No 2300-1 гласит, что в течении 14 дней с моменаа покупки, вернуть вы можете и товар надлежащего качества, но возврат денег за возврат обязательно только в том случае, когда в продаже отсутствует аналогичный продукт.

 

Что делать, если брак обнаружен после двух недель?

Нередко возникают ситуации, когда неисправность оказывается обнаруженной уже по прошествии двух недель.

Закон о защите прав потребителей говорит (статья 19), что Вы можете предъявить свои требования и товар может быть возвращён продавцу в течении следующего времени (в зависимости от обстоятельств):

  • срок годности (с момента изготовления продукции);
  • срок гарантии или службы (с даты получения или приобретения);
  • 2 года вне зависимости от срока, установленного изготовителем (нужно доказать, что вещь сломалась во время действия гарантии);
  • 2 года (если сроки гарантии не были предусмотрены)
  • 15 дней (технически сложные вещи с несущественными отклонениями, не влияющим на работоспособность, например, повреждением корпуса или царапинами).

Покупатель может обратиться в магазин с пожеланием заменить приобретённую вещь, уменьшить цену, вернуть деньги или устранить недостаток без дополнительной платы.

По действующему законодательству продавец не может отказываться от претензий, если речь идёт о низкокачественных вещах.

Возврат технически сложного товара ненадлежащего качества

Технически сложный товар ненадлежащего качества можно вернуть продавцу в течении 15 дней с момента его передачи потребителю

После 15 дней только при наличии существенных недостатков.

Существенный недостаток может обладать следующими характеристиками:

  1. отсутствие возможности ремонта;
  2. огромные расходы на восстановление его работоспособности;
  3. невозможность совершения ремонтных работ на протяжении 45 дней;
  4. неоднократное проявление дефекта в ходе эксплуатации;
  5. наличие сразу нескольких неисправностей;
  6. необходимость постоянного ремонта.

Существенным считается недостаток, который спустя некоторое время после его устранения проявляется вновь. В этом случае следует предоставить документы, подтверждающие неоднократное выполнение ремонта.

Деньги возвращаются в течение 10 дней после обращения.

Частой проблемой является высокая стоимость ремонтных работ, которая сопоставима со стоимостью нового продукта. Для подтверждения надо предоставить документальный расчет стоимости ремонта товара, также можно предложить выполнить его владельцам торговой точки.

Подробнее о возврате технически сложного товара смотрите в видео:

Обязательства по проведению экспертизы

Первым шагом по выявлению дефекта становится визуальный осмотр вещи самим продавцом. Если этого не хватит для подтверждения неисправности, назначается независимая экспертиза, оплату которой осуществляет магазин.

Покупатель в сложившихся обстоятельствах имеет право:

  • участвовать в ходе экспертизы;
  • отвечать на вопросы независимых экспертов;
  • указывать на обнаруженные дефекты.

Если возникают сомнения в правильности экспертизы, есть возможность оспорить её в суде. Иногда покупатели сами оплачивают работу стороннего эксперта, но её редко признают продавцы, и дело всё-таки доходит до судебного разбирательства, где проводится новая экспертиза.

Куда обращаться, если не отдают деньги?

Покупатель имеет разные рычаги влияния на продавца, если он не исполняет свои обязательства.

Вот эти способы воздействия:

  1.  претензия продавцу или производителю в письменной форме;
  2. заявление в орган по защите прав потребителей;
  3. жалоба в прокуратуру;
  4. обращение в суд.

Эти действия стоит выполнять именно в такой последовательности, переходить к следующему, если предыдущее не увенчалось успехом.

Продавцы и производители предпочтут не доводить дело до суда, если поймут серьёзность намерений покупателя.

Адвокатская практика по таким делам

Представители торговой точки возвращают деньги покупателю или исполняют другие требования сразу, только в тех случаях, когда наличие дефекта очевидно.

Многие стараются оспорить требования, тогда потребителю нужно готовиться защищать свои интересы.

Большинство конфликтов разрешается до суда, редко дело заходит дальше жалобы в прокуратуру. Часто возвращение денег осуществляется уже после написания претензии, если в ней грамотно описаны требования и причины их возникновения.

Не доводить ситуацию до суда становится выгодно для обеих конфликтующих сторон.

Советы юриста

Каждая ситуация обладает своими особенностями. Одни продавцы после проведения экспертизы соглашаются вернуть деньги, другие не уступают до конца.

Обращение в суд подразумевает длительное рассмотрение дела, но в ситуациях с конфликтными людьми лучше сразу подать исковое заявление. Если получится доказать, что магазин отказывается от проведения экспертизы, требования истца будут выполнены в полном объёме.

Многие представители магазинов отказываются возвращать деньги, надеясь на незнание закона покупателями. Когда человек чётко знает свои права, его требования выполняются максимально быстро.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Екатерина Смирнова/ автор статьи
Ведущий юрист, помощник судьи (гражданское и семейное право)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юcтива-профи
Добавить комментарий

Нажимая кнопку «Отправить комментарий», я подтверждаю, что ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности